Версия для слабовидящих Обращение граждан
Герб

Администрация
Чернопенского сельского
поселения Костромского муниципального района
Костромской области

Прокуратура Костромского района сообщает…

*****

В случае взыскания компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя в связи с размещением на товарах того же обозначения была взыскана аналогичная компенсация, должна быть обеспечена (в том числе при аффилированности правообладателей) возможность снижения ее размера, при условии, что размер подлежащей выплате компенсации превышает размер причиненных правообладателю убытков (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.12.2023 № 57-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1252 и подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Суда по интеллектуальным правам»).

Не соответствующими Конституции РФ признаны пункт 3 статьи 1252 и подпункт 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ в той мере, в какой они при рассмотрении судом требования о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя в связи с размещением на товаре того же обозначения была взыскана компенсация за нарушение исключительного права на сходный до степени смешения товарный знак, рассчитанная в двукратном размере стоимости тех же товаров, не позволяют, в том числе при аффилированности таких правообладателей, снизить размер компенсации или отказать в ее взыскании.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

Впредь до внесения в гражданское законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суды в случае взыскания компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя в связи с размещением на товарах того же обозначения была взыскана компенсация за нарушение исключительного права на сходный до степени смешения товарный знак, рассчитанная в двукратном размере стоимости тех же товаров, не могут быть лишены возможности учесть все значимые для дела обстоятельства, включая характер допущенного нарушения и его последствия для правообладателя, наличие и степень аффилированности правообладателей, и при несоответствии размера компенсации, в том числе с учетом ранее взысканной по иску другого правообладателя, требованию справедливости и равенства на основании заявления ответчика снизить размер компенсации ниже установленной подпунктом 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ величины таким образом, чтобы с учетом обстоятельств дела найти разумный баланс между справедливостью (соразмерностью) совокупного размера компенсаций с нарушителя и сопоставимостью между собой полученного правообладателями, по крайней мере если наличие у них прав на данные средства индивидуализации не связано с их аффилированностью. В случае установления судом наличия между данным правообладателем и тем правообладателем, по иску которого ранее была взыскана компенсация, либо в отношениях третьего лица с ними влияния в форме контроля и отсутствия разумных экономических оснований предоставления правообладателем другим лицам согласия на регистрацию сходных до степени смешения товарных знаков, кроме как в целях использования такого правообладания исключительно как способа обогащения, во взыскании с нарушителя компенсации может быть отказано. Это во всяком случае не исключает взыскания с нарушителя исключительного права на товарный знак поддающихся исчислению с разумной степенью достоверности убытков каждого правообладателя.

 

*****

В Госдуме рассмотрят законопроект о запрете проведения абортов в частных клиниках (Проект Федерального закона №510787-8 «О внесении изменения в статью 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В статье 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» планируется закрепить, что искусственное прерывание беременности может проводиться только в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что он разработан в целях улучшения демографической ситуации в России и снижения количества осложнений, возникающих в процессе и после проведения аборта.

 

*****

В Приказе Минтруда России от 08.11.2023 №792н «Об утверждении порядка и условий обеспечения проведения медико-социальной экспертизы без доступа к персональным данным гражданина и его законного или уполномоченного представителя и их состава, а также особенностей и условий проведения медико-социальной экспертизы без доступа к персональным данным гражданина и его законного или уполномоченного представителя», зарегистрированном в Минюсте России 13.12.2023 № 76380, установлена процедура ограничения доступа к персональным данным гражданина и его законного или уполномоченного представителя при проведении медико-социальной экспертизы без личного присутствия лица».

Также документ определяет состав таких персональных данных, устанавливает правила работы с ними и закрепляет особенности и условия проведения медико-социальной экспертизы без доступа к персональным данным гражданина и его законного или уполномоченного представителя.

Предусмотрено, что ограничение доступа к персональным данным осуществляется в отношении следующих данных: фамилия, имя и отчество гражданина; адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания) гражданина; контактная информация; СНИЛС; номер полиса ОМС; документ, удостоверяющий личность гражданина; сведения о законном или уполномоченном представителе гражданина, направляемого на медико-социальную экспертизу; сведения о подписях членов врачебной комиссии, подписавших направление на медико-социальную экспертизу; сведения о специалистах федерального учреждения медико-социальной экспертизы, участвующих в проведении предыдущей экспертизы (при наличии).

Приказ вступает в силу с 1 января 2024 года.

 

*****

До 1 января 2025 года устанавливаются критерии для включения контролируемых лиц в планы проведения выездных обследований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приказ Росалкогольтабакконтроля от 04.12.2023 № 464 «Об утверждении критериев формирования плана проведения выездных обследований, определяющих основания для включения контролируемых лиц и (или) общедоступных производственных объектов в планы проведения выездных обследований, которые формируются органами, осуществляющими региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции», зарегистрированный в Минюсте России 12.12.2023 № 76362).

Такими критериями являются, в частности, привлечение контролируемого лица к административной ответственности за нарушения в регулируемой сфере деятельности, жалобы граждан и информация в СМИ о допущенных нарушениях, наличие остатков алкогольной продукции по истечении двух месяцев со дня аннулирования лицензии и прочее.

 

*****

В Приказе Минтруда России от 14.11.2023 №806н «Об установлении тождества наименования учреждения «бюро медико-социальной экспертизы» наименованиям учреждений «центры федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований), осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения», зарегистрированном в Минюсте России 12.12.2023 № 76357, установлено тождество наименований учреждений для целей определения права на досрочное назначение трудовой пенсии.

По согласованию с СФР установлено тождество наименования учреждения «бюро медико-социальной экспертизы» наименованиям учреждений «центры федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований), осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения».

Работа в этих учреждениях засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Кроме того, согласно Приказу Минтруда России от 14.11.2023 № 807н, зарегистрированном в Минюсте России 12.12.2023 № 76356, установлено тождество наименования должности «тьютор» наименованию должности «воспитатель» для целей определения права на досрочное назначение трудовой пенсии.

По согласованию с СФР установлено тождество указанных наименований должностей, осуществление трудовой деятельности в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.

 

*****

Из Письма Банка России от 01.11.2023 № 03-12/10483 «О рассмотрении обращения» следует, что россияне могут без ограничений снимать денежные средства в банкоматах иностранных банков за рубежом.

Сообщается, в частности, что действующим в настоящее время регулированием не установлено каких-либо ограничений на осуществление физическими лицами – резидентами операций, связанных со снятием денежных средств в банкоматах иностранных банков за пределами территории РФ с использованием банковских карт, эмитированных российскими кредитными организациями к банковскому счету, открытому в такой российской кредитной организации.

 

*****

Президиумом ВС РФ утвержден Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами («Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)».

В Обзоре приведены правовые позиции по вопросам ликвидации несанкционированных свалок, заключения договора оказания услуг по обращению с ТКО, накопления ТКО, привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства в указанной сфере и пр.

Отражены, в частности, следующие выводы:

– Договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа;

– В отсутствие договора между арендатором и региональным оператором обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике объекта недвижимости;

– Если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано;

– Обязанность по ликвидации несанкционированного складирования ТКО возлагается на правообладателя земельного участка, если не установлено лицо, виновное в размещении отходов;

– Несвоевременное предоставление потребителю платежных документов на оплату коммунальных услуг по обращению с ТКО образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

 

*****

Президент подписал новый закон о занятости населения (Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Закон закрепляет определения таких понятий, как «граждане, впервые ищущие работу», «граждане, находящиеся под риском увольнения» и др.

Определяются организационные основы противодействия нелегальной занятости, устанавливаются размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице, предусматриваются специальные мероприятия по содействию занятости инвалидов.

Правительство и регионы наделяются правом разработки мер, направленных на содействие приоритетному трудоустройству граждан, завершивших прохождение военной службы.

Закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

 

*****

В Госдуму внесен законопроект, уточняющий порядок оплаты сверхурочной работы (Проект Федерального закона №513228-8 «О внесении изменения в статью 152 Трудового кодекса Российской Федерации»).

В статье 152 ТК РФ планируется закрепить, что при оплате сверхурочной работы должны начисляться в том числе компенсационные и стимулирующие выплаты.

Предусматривается, что предлагаемые поправки не являются основанием для пересмотра работодателем ранее установленных условий оплаты сверхурочной работы в более высоком размере.

Законопроект подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда от 27.06.2023 № 35-П.

 

*****

Направляю Вам для опубликования в официальных печатных изданиях муниципального района и сельских поселений разъяснения законодательства на тему: «В ТК РФ предлагается закрепить правила установления систем премирования в организациях (Проект Федерального закона N 513234-8 «О внесении изменений в статью 135 Трудового кодекса Российской Федерации»).

Статью 135 ТК РФ планируется дополнить положением, предусматривающим, что при установлении систем премирования в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, необходимо определить виды премий, их размеры, сроки, основания, а также условия их выплаты работникам, в том числе с учетом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания и др.

Законопроект подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда от 15.06.2023 № 32-П.

 

*****

Минфином в Письме от 13.12.2023 № 02-12-09/120895 «О Постановлении Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1780» даны разъяснения по вопросам о переходе к единым правилам предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг».

С 1 января 2024 года вступают в силу единые правила предоставления производителям товаров, работ, услуг субсидий (грантов), предусмотренных пунктами 1 и 7 статьи 78 и пунктами 2 и 4 статьи 78.1 БК РФ.

Единые правила определяют общие положения об условиях и порядке предоставления субсидий, а также требования к содержанию, порядку формирования и согласования решений главных распорядителей средств федерального бюджета (Решения).

В письме сообщены особенности переходного периода к применению единых правил; разъяснен порядок формирования и согласования Решений; приведены требования к установлению результатов предоставления субсидии.

 

*****

Минфином в Письме от 15.12.2023 № 02-12-10/121403 «О разъяснении порядков предоставления из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, предусмотренных статьями 78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 19.12.2022 № 521-ФЗ» подготовлены разъяснения о предоставлении субсидий из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) в соответствии с Едиными правилами или Общими требованиями.

Единые правила предусмотрены постановлением Правительства РФ от 25 октября 2023 г. N 1780, общие требования к правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, – постановлением Правительства РФ от 25 октября 2023 г. N 1782.

Допустимые подходы к порядку предоставления субсидий из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) определены положениями статей 78 и 78.1 БК РФ:

в соответствии с Едиными правилами – в случаях, установленных законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом), и принимаемыми в соответствии с ними решениями органов власти, осуществляющих полномочия главного распорядителя средств бюджета (ГРБС, Решение);

в соответствии с НПА субъектов РФ (муниципальными правовыми актами) или актами уполномоченных органов власти, устанавливающими правила предоставления субсидий.

В письме приведены рекомендации по применению соответствующих подходов при предоставлении субсидий, в том числе сообщается о необходимости актуализации и сроках принятия нормативных актов и соответствующих решений.

 

*****

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.12.2023 № 2145 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов товаров для детей» с 20 декабря 2023 года по 1 декабря 2024 года будет проводиться эксперимент по маркировке средствами идентификации отдельных видов товаров для детей.

В перечень товаров, подлежащих маркировке, включены в том числе: игрушки, предназначенные для детей в возрасте до 14 лет, – самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах (за исключением трехколесных велосипедов); коляски для кукол; куклы; прочие игрушки; модели в уменьшенном размере («в масштабе») и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие; головоломки всех видов.

 

*****

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 11.12.2023 № 3547-р «Об утверждении Концепции сокращения потребления алкоголя в Российской Федерации на период до 2030 года и на дальнейшую перспективу» утверждена Концепция сокращения потребления алкоголя в РФ на период до 2030 года и на дальнейшую перспективу.

Основными задачами Концепции являются: укрепление ценностей здорового образа жизни, формирование среды, способствующей сокращению потребления алкоголя, в том числе крепких спиртных напитков; развитие системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией, повышение качества и доступности медицинской помощи лицам с алкогольной зависимостью и лицам, страдающим пагубным (вредным) употреблением алкоголя; развитие системы медицинской реабилитации, социальной адаптации и ресоциализации лиц с алкогольной зависимостью и лиц, страдающих пагубным (вредным) употреблением алкоголя.

 

*****

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 14.12.2023 № 3636-р «Об утверждении форм документов, направляемых в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» с 1 января 2024 года устанавливаются формы документов, направляемых в Социальный фонд России.

Среди них, в том числе, формы: заявления о единовременном взносе; уведомления об отказе от перевода средств пенсионных накоплений в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений; уведомления о получении заявления о единовременном взносе, направляемого негосударственным пенсионным фондом в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и др.

 

*****

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.12.2023 № 2140 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336» мораторий на проведение внеплановых проверок бизнеса продлен на 2024 год.

Как и ранее, к исключениям отнесены проверки, которые проводятся при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований, а также проверки объектов, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.

 

*****

Ключевая ставка Банка России повышена до 16,00% годовых (Информация Банка России от 15.12.2023).

Банк России принял решение повысить ключевую ставку на 100 б.п., до 16,00 % годовых.

Банк России отмечает, что текущее инфляционное давление остается высоким. Отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста во втором полугодии 2023 года оказалось более значительным, чем Банк России оценивал в октябре. В отдельных сегментах кредитного рынка появились признаки замедления активности, однако общие темпы роста кредитования по-прежнему остаются высокими. Повысились инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий. Возвращение инфляции к цели в 2024 году и ее дальнейшая стабилизация вблизи 4% предполагают продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 16 февраля 2024 года.

 

*****

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.12.2023 № 2141 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1661» с 1 января 2024 года актуализируются лицензионные требования к лицензиату и соискателю лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Лицензионные требования приведены в соответствие с Федеральным законом от 14.11.2023 N 534-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».