Костромская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет…
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЛАНИРУЕТ ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ
КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
28 ноября 2019 г. в Правительстве РФ обсудили два важнейших законопроекта, которые изменят систему госконтроля и надзора. Рассмотрим ключевые аспекты, которые озвучили на заседании.
Проект об обязательных требованиях
Он направлен на создание компактной системы понятных для бизнеса и граждан обязательных требований. Документ не позволит в будущем принимать необоснованные, избыточные, неисполнимые нормы.
Среди прочего документ закрепляет механизм “регуляторной гильотины”. Она подразумевает, что до 2021 года отменят значительную часть актов правительства и федеральных органов исполнительной власти с обязательными требованиями. Госорганам запретят проверять соблюдение тех требований, которые до указанной даты не отменят. Исключения определит правительство.
Сегодня действует около 2 млн обязательных правил. Многие остались еще с советских времен, морально и технологически устарели.
Проект о государственном и муниципальном контроле
Документ распределит все предприятия по категориям реального риска и оптимизирует перечень контрольных и надзорных мероприятий. Например, там, где производство не связано с прямой опасностью для здоровья, вместо масштабной выездной проверки смогут провести мониторинговую закупку или выборочный контроль и по результатам выдать рекомендации.
Кроме того, введут понятие “контрольно-надзорное производство”: разные ведомства будут проводить контрольные мероприятия по единой процедуре.
Также создадут единый интернет-ресурс с информацией о действиях контрольно-надзорных органов и о соблюдении обязательных требований. Акты, уведомления, дистанционный контроль будут представлены в удобном электронном виде.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ И УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР ПЛАНИРУЮТ
ВКЛЮЧИТЬ В НК РФ
Минфин подготовил проект, по которому в НК РФ планируется включить новые налоги и сборы. Это будут экологический налог, утилизационный сбор, сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения, налог на операторов сети связи общего пользования и гостиничный сбор.
Остановимся в обзоре на экологическом налоге и утилизационном сборе. Первый заменит плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), второй – экологический и утилизационный сборы.
Экологический налог
Объекты обложения и ставки платежей в целом будут такими же, как сейчас в отношении экологического сбора. Однако планируются некоторые изменения.
Кто будет платить?
Налогоплательщиками будут организации и ИП, которые оказывают НВОС в процессе хозяйственной или иной деятельности. Физлиц новый налог не затронет.
Что нужно облагать налогом?
Облагать налогом потребуется:
– выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками;
– сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
– размещение отходов производства и потребления всех классов опасности.
Не нужно будет облагать налогом:
– размещение отходов на объектах, которые не оказывают НВОС. Для этого потребуется представить в ИФНС соответствующее решение Росприроднадзора;
– размещение отходов, которые накапливаются и утилизируются в собственном производстве согласно техрегламенту или передаются на утилизацию в течение 11 месяцев;
– размещение отходов вскрышных и вмещающих горных пород, отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, используемых для закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвы;
– выбросы загрязняющих веществ в процессе хозяйственной или иной деятельности на оказывающем НВОС объекте IV категории.
Утилизационный сбор
Администрирование сбора планируют передать ФНС. По сути, нормы НК РФ будут дублировать положения законов, касающихся экологического и утилизационного сборов.
Кто будет платить?
Плательщиками сбора будут организации и физлица, в том числе ИП, которые:
– производят и импортируют для реализации в РФ товары и упаковку товаров, подлежащие утилизации после утраты потребительских свойств;
– производят в России и ввозят на территорию РФ колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним, самоходные машины или прицепы к ним;
– приобретают на территории РФ транспортные средства у лиц, не уплативших утилизационный сбор.
Что нужно облагать сбором?
Объектом обложения сбором будут:
– товары и упаковка товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств;
– упаковка для товаров в упаковке, используемых в качестве сырья, комплектующих изделий или полуфабрикатов при производстве других товаров;
– транспортные средства из установленного перечня, ввозимые на территорию РФ или произведенные в России.
Не нужно будет облагать сбором:
– произведенные в России или ввезенные товары и упаковки товаров, подлежащие утилизации после утраты потребительских свойств;
– произведенные в РФ или ввезенные товары, подлежащие утилизации после утраты потребительских свойств, которые реализуются в качестве сырья, комплектующих изделий или полуфабрикатов для производства других товаров;
Не нужно также облагать сбором транспортные средства, если:
– они помещены под таможенную процедуру экспорта и вывозятся плательщиком сбора за пределы России;
– с года выпуска прошло 30 и более лет, они не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния. Виды и категории транспорта определит правительство;
– с даты выпуска прошло менее трех лет и они помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области. Виды и категории их также определит правительство.
Плательщик будет освобожден от уплаты сбора, если одновременно с расчетом представит в налоговую документы, подтверждающие фактический вывоз товаров, упаковки и транспорта за пределы РФ в таможенной процедуре экспорта. Это будет касаться только произведенных в России и ввезенных в нее товаров и упаковки, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, и транспортных средств, которые помещены под таможенную процедуру экспорта и вывозятся за пределы РФ.
УЖЕСТОЧИЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ
С ОТХОДАМИ: ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ КОАП РФ
От чего зависит штраф за неправильное обращение с отходами, как будут наказывать за отсутствие паспорта отходов и что ждет производителей и импортеров, если они не заплатят экологический сбор, расскажем в нашем материале.
Обращение с отходами
Ответственность за нарушения при обращении с отходами теперь установлена не в одной, а в трех статьях КоАП РФ: 6.35, 8.2 и 8.2.3.
За любое нарушение организациям и ИП грозит приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Альтернативное наказание – штраф. Его размер зависит от того, на каком этапе обращения с отходами было допущено нарушение, от вида отходов (для отходов животноводства штрафы выше), повторности нарушения, наличия вреда здоровью людей или окружающей среде, возникновения эпидемии или эпизоотии.
Учет, нормирование, классификация отходов
Специальные составы ввели для нарушений, связанных с учетом отходов, их нормированием и классификацией, а также с инвентаризацией мест размещения отходов и мониторингом состояния окружающей среды в этих местах.
Ответственность по ним идентичная: штраф 20 – 40 тыс. руб. для должностных лиц, 40 – 60 тыс. руб. для ИП, 200 – 350 тыс. руб. для организаций.
Для организаций размер штрафов вырос существенно (по сравнению с прежними 100 – 250 тыс. руб.). В то же время теперь им не грозит приостановление деятельности.
Экологический сбор
Производителей и импортеров будут наказывать по специальным статьям за нарушения, связанные с экологическим сбором:
– ст. 8.5.1 КоАП РФ – нарушение порядка представления отчетности и декларации;
– ст. 8.41.1 КоАП РФ – неуплата экологического сбора. Минимальный штраф для должностных лиц составляет 5 тыс. руб., для ИП – 250 тыс. руб., для организаций – 500 тыс. руб.
Работа с озоноразрушающими и потенциально опасными химическими веществами
Ввели статьи, в которых установлена ответственность за нарушение требований в области окружающей среды:
– при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ);
– при производстве, обращении, обезвреживании потенциально опасных химических веществ (ст. 8.2.2 КоАП РФ).
Экологическая экспертиза
Увеличили штрафы за нарушение законодательства об экологической экспертизе.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ КОМПАНИЙ
С ВРЕДНЫМИ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБЪЕКТАМИ
Появился приказ Минприроды по составлению программы производственного экологического контроля (ПЭК) и направлению отчета по нему. По сути, новый документ с 15 апреля заменит ГОСТ, по которому сейчас составляют программу ПЭК. Чем же он отличается от этого ГОСТа?
Правила касаются предприятий с объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, I – III категорий.
Разделы программы ПЭК
Они должны соответствовать списку сведений, установленному Законом об охране окружающей среды. В программу также нужно включить раздел с общими положениями. Его в упомянутом списке нет.
Структура разделов отличается от указанной в ГОСТе.
Содержание разделов
Установлено, какая информация должна быть в каждом из разделов программы.
В частности, в “Общих положениях” должны быть указаны:
– данные о юрлице;
– наименование, категория, код и адрес места нахождения объекта;
– уполномоченный орган, перед которым компания отчитывается об организации и результатах ПЭК.
Кроме перечисленных сведений есть и другие.
Сейчас по ГОСТу приводят общую информацию об источниках воздействия на окружающую среду. К ней относятся данные инвентаризации источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования и объектов размещения отходов производства и потребления.
Ответственность
Наказывать будут по статье КоАП РФ за сокрытие или искажение экологической информации. По данному составу правонарушения должностных лиц штрафуют на сумму от 3 тыс. до 6 тыс. руб., компании – от 20 тыс. до 80 тыс. руб.
В Уголовный кодекс РФ внесены изменения
- Изменения в ст. 258.1 УК РФ (незаконная добыча и оборот животных и водных биоресурсов из Красной книги):
– новая ч. 1.1 (незаконная купля-продажа через СМИ или интернет). Расследование производят в форме дознания дознаватели органов внутренних дел. Преступления по данной части, а также по ч. 1 указанной статьи, выявленные пограничниками, расследуют дознаватели пограничных органов ФСБ;
– новые ч. 2.1 и ч. 3.1. Расследование по ним производят в форме предварительного следствия следователи СК РФ.
- Незаконный вылов водных биологических ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне теперь наказывается по ст. 253 УК РФ, а не по ст. 256.
- Введена особая ответственность по ст. 253 УК РФ при использовании служебного положения либо совершения преступления по предварительному сговору или организованной группой.
- Определен размер крупного и особо крупного ущерба, причиненного незаконной охотой.
Крупным ущербом признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий сорок тысяч рублей, особо крупным – сто двадцать тысяч рублей.
Административное расследование за пользование недрами без лицензии.
Расширен перечень нарушений, по которым может проводиться административное расследование. В перечень вошло пользование недрами без лицензии либо с нарушением ее условий или требований технического проекта.
Ответственность за указанные нарушения предусмотрена статьей 7.3 КоАП РФ.
1.Пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
- Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ РФ ОДОБРИЛ УВЕЛИЧЕНИЕ
ШТРАФОВ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
10 апреля 2019 г. Совет Федерации одобрил поправки к КоАП РФ, которые ужесточат ответственность за нарушение правил в области использования и охраны водных объектов. Рассмотрим, как изменятся размеры отдельных штрафов.
Состав правонарушения | Действующий штраф | Планируемый штраф |
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение этих объектов или другие вредные явления | Для компаний: от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
для должностных лиц – от 1 тыс. до 2 тыс. руб. |
Для компаний: от 80 тыс. до 100 тыс. руб.;
для должностных лиц – от 20 тыс. до 30 тыс. руб. |
Незаконная добыча песка и других общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, молевой сплав древесины либо нарушение порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов | Для компаний: от 20 тыс. до 30 тыс. руб.;
для должностных лиц – от 2 тыс. до 3 тыс. руб. |
Для компаний: от 100 тыс. до 120 тыс. руб.;
для должностных лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб. |
Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение, истощение | Для компаний: от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
для должностных лиц – от 3 тыс. до 4 тыс. руб. |
Для компаний: от 150 тыс. до 300 тыс. руб.;
для должностных лиц – от 50 тыс. до 80 тыс. руб. |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОМПАНИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНЫХ
ПРАВИЛ ХОТЯТ УЖЕСТОЧИТЬ
Роспотребнадзор вынес на публичное обсуждение проект изменений в КоАП РФ, которые коснутся многих юрлиц. Поправки ужесточат наказания в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Рассмотрим, к каким именно нарушениям они относятся.
Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов
По проекту за данное нарушение должностных лиц смогут оштрафовать на сумму от 3 тыс. до 5 тыс. руб., а компании – от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (стр. 3 проекта).
Сейчас первым грозит штраф от 500 до 1 тыс. руб., а организациям – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Проект сохраняет и альтернативные наказания: предупреждение или приостановление бизнеса до 90 суток.
Планируют также ввести более строгие наказания за повторное нарушение и за причинение этими же действиями вреда жизни или здоровью граждан, имуществу.
Нарушение правил организации и проведения производственного контроля
За это должностные лица заплатят от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а юрлица – от 60 тыс. до 100 тыс. руб. (стр. 5 проекта).
Сейчас такого состава правонарушения КоАП РФ не содержит.
Авторы проекта отмечают: в настоящее время за данное нарушение наказывают как за несоблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов.
Отметим, если провести производственный контроль требует какой-либо техрегламент, юрлиц наказывают жестче – штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к помещениям, зданиям, сооружениям и транспорту
Наказание будет зависеть от вида объекта, в отношении которого нарушены санитарно-эпидемиологические требования (стр. 6 проекта).
Объект | Наказание |
Жилые помещения | Штраф для должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для компаний – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. |
Производственные, общественные помещения, здания, сооружения, оборудование и транспорт | Штраф для должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для компаний – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. или приостановление бизнеса до 90 суток |
Сейчас независимо от вида объекта применяется одно общее наказание. Должностных лиц штрафуют на сумму от 1 тыс. до 2 тыс. руб., а организации – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Деятельность юридических лиц могут приостановить.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения
Планируется ввести наказание за повторное нарушение (стр. 10 проекта). Должностные лица заплатят от 20 тыс. до 40 тыс. руб., а компании – от 100 тыс. до 150 тыс. руб. Вместо штрафа бизнес могут приостановить до 90 суток. За совершенный впервые проступок ответственность останется прежней.
Если же нарушение причинит вред жизни или здоровью граждан, то ответственность станет еще строже. Должностных лиц оштрафуют на сумму от 40 тыс. до 60 тыс. руб., юридических лиц – от 150 тыс. до 200 тыс. руб. Деятельность последних также смогут приостановить до 90 суток.
ФОРМЫ СТАТИСТИКИ N 4-ОС И N 21-СХ ЗА 2019 ГОД
НУЖНО БУДЕТ СДАВАТЬ ПО-НОВОМУ
Росстат скорректировал формы “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды”, “Сведения о реализации сельскохозяйственной продукции” и указания по их заполнению.
Форма N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды”
Самой формы коснулись только технические правки. Основные изменения претерпели указания по заполнению.
Уточнили, что делать ИП, если он работает не по месту своего нахождения. Ответ прост: представить статотчетность можно там, где предприниматель фактически осуществляет деятельность.
Для преобразованных юрлиц установили правила сдачи формы. Правопреемник должен представить форму N 4-ОС за отчетный период с начала года, в котором произошло преобразование. В отчет включают данные реорганизованной фирмы.
Одно из уточнений коснулось обособленных подразделений юрлиц. По общему правилу форму сдают компании, у которых затраты на охрану окружающей среды составляют более 100 тыс. руб. В 2019 году придется следить за подразделением, находящимся в одном субъекте РФ с организацией, даже если природоохранные расходы филиала меньше указанного лимита. Если затраты на двоих превысят 100 тыс. руб., придется сдавать отчет.
Форма N 21-СХ “Сведения о реализации сельскохозяйственной продукции”
Форма затронута незначительно. Например, для разделов 2 и 3 добавили новую колонку “Единица измерения”. В отчетах за периоды до 2019 года единица измерения указывается в отдельной строке над таблицей.
Есть изменения и в порядке заполнения данной формы. Рассмотрим основные из них.
Пояснили, что в строках 13 и 14 раздела 1 нужно указывать в том числе продукцию, выданную в счет платы по арендованным земельным долям.
Для раздела 3 уточнили, что количество яиц измеряют в тыс. шт., а не в центнерах.
Дано пояснение, как правильно заполнять “пустой” отчет. Данные следует отражать только в титульном листе. В остальных разделах не должно быть ни нулей, ни прочерков.
Для преобразованных компаний установлено правило сдачи формы, аналогичное предусмотренному для формы N 4-ОС
РОСПРИРОДНАДЗОР УТВЕРДИЛ ПОРЯДОК ЗАЧЕТА И ВОЗВРАТА
ПЕРЕПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Порядок зачета и возврата переплаты за негативное воздействие на окружающую среду вступит в силу 7 сентября 2019 г. Хотя отсутствие такого порядка не мешало органам Росприроднадзора проводить зачет и возврат, теперь этот процесс будет урегулирован.
Как можно распорядиться переплатой
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы можно зачесть в счет будущих платежей либо вернуть.
Переплату разрешено зачесть в счет не только будущего отчетного периода, но и авансовых платежей текущего года. Зачет возможен по тем КБК и кодам ОКТМО, по которым плательщик вносил средства. В заявлении необходимо указать, в счет каких платежей нужен зачет и по каким кодам.
Если есть задолженность, то деньги вернут только после погашения недоимки и уплаты пеней.
Куда обращаться
Зачет и возврат производит орган Росприроднадзора по месту нахождения загрязняющего среду объекта, т.е. тот орган, в который сдается декларация. Сюда же требуется представить заявление с документами.
Какие документы нужны
– заявление;
– акт сверки расчетов, подписанный без разногласий плательщиком и органом Росприроднадзора;
– копию доверенности представителя.
Если не будет всех документов, то заявление о возврате вернут без рассмотрения.
Заявление о зачете или возврате можно подать через интернет как электронный документ, подписанный простой электронной подписью. Если такой возможности нет, то разрешается представить заявление на бумаге, в том числе направить его почтой.
Какие формы документов использовать
В приложениях к приказу Росприроднадзора есть рекомендованные формы заявлений о зачете и о возврате переплаты, а также акта сверки расчетов.
По сравнению с формами, которые ведомство направляло ранее, в новых формах изменения незначительные. Так, в заявлении о зачете появились поля для указания КБК и ОКТМО, а также выбор варианта зачета (в счет будущего периода или авансовых платежей текущего). В заявлении о возврате приведены более полные реквизиты банковского счета получателя.